Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453" г.Нижний Новгород

 

Галина Николаевна Гусева

Перспективное планирование

 

 

 

Перспективный план работы по формированию навыков самообслуживания

младших дошкольников посредством театрализованной игры

 

Режимные

процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Первый квартал

Питание

Учить держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая а себя, жевать пищу коренными зубами, пользоваться салфеткой после еды

Театрализованная игра: «Как зайка учился правильно ложку держать».

«Научим Мишутку пользоваться салфеткой после еды»

Игра драматизация «Маша обедает»

 

 

 

 

 

 Чтение: потешки «Ладушки, ладушки»; «Умница, Катенька», потешка «-Куклу, - кормили…»

Одевание-

раздевание

Учить постепенно, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы, с помощью взрослого надевать носки, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку; с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. Учить словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика

Театрализованная игра: «Покажем (мишке, зайчику), где лежат наши вещи», «Оденем куклу на прогулку» «Разденем куклу после прогулки» Театрализованная игра: «Туфельки поссорились - подружились»,

«Покажем Федоре, как нужно складывать одежду»

 

 

 

 

 

 Чтение: потешка «Наша Маша маленька»,

А. Барто «Башмаки»

Умывание

Учить засучивать рукава с помощью взрослых, брать мыло из мыльницы, намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук, вытирать руки своим полотенцем, сняв его с крючка, вешать на место. Приучать пользоваться расческой, носовым платком

Театрализованная игра: «Как моем ладошки и отжимаем ручки»

«Чистюлька расчесывается», «Научим Колобка пользоваться носовым платком»

 

 

 

 

Рассматривание и беседа по картинке: «Дети моют руки».

Чтение: потешки «Водичка- водичка. умой мое личико», «Гуси-лебеди летели»

К. Чуковский «Мойдодыр»

Содержание одежды; и обуви в порядке

Видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его

Чтение: потешка «Расти, коса до пояса»

Театрализованная игра: «Научим зайку одеваться»

Второй квартал

Питание

Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами, брать из общей тарелки хлеб, пирожки, печенье

Театрализованная игра:

«Чистюлька обедает»

 

 

 

 

Чтение: потешки «Идет коза рогатая», «Пошел котик на Торжок», «Кисонька- мурысенька»

С. Капутикян «Маша обедает»

Одевание-

раздевание

Учить шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки. Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только словесно. При раздевании ко сну сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение

Театрализованная игра: «Как петушок разбудил утром детей». «Научим Петрушку  вешать  куртку за петельку на крючок в шкафчик»

«Маша Растеряша готовится ко сну»

« Машенька входит в детский сад с прогулки»

«Научим Мишутку застегивать пуговицы»

 

 

 

 

 

 

 

Чтение: 3. Александрова «Мой мишка»,

 Н. Павлова «Чьи башмаки?»

А. Барто «Башмаки»

Умывание

Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мьпь лицо обеими руками прямыми и круговыми пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его

Театрализованная игра:

«Чистюлька моет руки»,

«Научим Федору пользоваться носовым платком»

 

 

 

 

 

Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются» Настольно-печатные игры типа лото с картинами, изображающими предметы для содержания тела в чистоте.

Чтение: потешка «Чистая водичка» отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», рассматривание иллюстраций, А. Барто «Девочка чумазая»

Содержание одежды и в порядке

Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам

Театрализованная игра:

«Настенька ждет гостей».

«Кукла Таня в новом платье»

 

 

 

 

 

 

 

Игровое упражнение «Посмотри в зеркало, как аккуратно мы оделись»

«Покажи, как нужно складывать одежду перед сном»

Третий квартал

Питание

Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Учить держать вилку большим и средним пальцами правой руки и придерживая сверху, рыбу, котлеты

Театрализованная игра: «Как мишка учится кушать вилкой», «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»;

«Чаепитие кукол»

 

 

 

 

 

 

 

Чтение: потешка «Уж я Танюше пирог испеку», «Ванечка, Ванюша кашку всю ты скушай»

 

К. Чуковский «Федорино горе»

Одевание-

раздевание

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, носки в гармошку прежде, чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой их в шкаф, при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье. Наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому

Театрализованная игра:

«Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

 

 

 

 

 

Чтение»Сапожки»

Умывание

Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду. Учить мыть уши. Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Постепенно учить девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой

Театрализованная игра:

«Мойдодыр у нас в гостях»

 

 

 

«Научим (зайку, куклу) правильно умываться»; «Покажем Мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем».

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр»

Е. Благинина «Аленушка»

Содержание одежды и обуви в порядке

Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь

Театрализованная игра:

«Помоги Пете собраться на прогулку»

Игра «Чьи вещи?»

 

 

«Посмотри на себя в зеркало, «Какие мы красивые и аккуратные», «Поучимся помогать товарищу»

Четвертый квартал

Питание

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом,

пользоваться салфеткой по мере необходимости

Театрализованная игра: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

«Мишка пригласил в гости зайчика, ежика».

 

 

 

 

Чтение: С. Капутикян «Маша обедает», «Где обедал воробей?»

 

 

Одевание-

раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

Театрализованная игра:

«Оденем Репку на прогулку»,

«Наблюдаем за тем, как кукла Даша одевается»

 

 

 

 

 «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике

Чтение: И. Муравейка «Я сама»

Н. Павлова «Чьи башмачки»

Умывание

Совершенствовать навыки мытья рук и лица, учить ополаскивать мыло после его использования. Приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю с помощью взрослого

Театрализованная игра:

« В гостях у девочки – чумазой»

«Научим девочку- чумазую умываться»

 

 

 

 

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная»

Чтение: Г. Лагздынь «Лапки»

Содержание одежды и обуви в порядке

Самостоятельно устранять небольшой непорядок в одежде

Театрализованная игра: «Собираемся в гости к зверюшкам на лесную полянку»

 

 

 

 

 

 

«Покажем игрушкам, какие мы аккуратные»

 

Перспективный план по экологическому воспитанию

/младшая группа/

 

Основные задачи экологического воспитания детей 2 младшей группы:

u  формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

u  расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

u  развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

u  воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.

 

СЕНТЯБРЬ

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Прогулка по участку детского сада. Листопад.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

Порхая в танце странном

 Под птичий гам и свист,

 Щенку свалился на нос

 Осенний яркий лист.

 Щенок чихнул, залаял

 И посмотрел наверх.

 Там листья целой стаей

 Вниз падали, как снег.

 Огромные снежинки

 Горели янтарём,

 Раскрасили тропинки,

 Шептались с октябрём.

 Щенок, играя с чудом,

 Был удивлен и рад.

 Вокруг ходили люди,

 Вздыхали: "Листопад".  (Т.Нестерова)

2

Осмотр цветника детского сада.

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужены корень и стебель для цветка.

Ты должен над цветами наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать,

 А чтоб увидеть добрые их лица

 И доброе лицо им показать.

3

Овощи.

Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан). Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении овощей в жизни животных и человека.

Загадки и стихи о овощах.

Е.Томилиной и др.

4

 Фрукты.

Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме.

Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека.

Загадки и стихи о фруктах.

Е.Томилиной и др.

 

ОКТЯБРЬ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Комнатные растения.

Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

2

Аквариум.

Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.

Это мой аквариум,

маленькие джунгли.

Это рыбки плавают,

алые, как угли!

Голубые!

Синие!

Черные как сажа!

Даже серебристые!

Золотые даже! (В.Орлов)

3

Хомячок - хороший друг.

Познакомить детей с хомячком. Формировать представления о том, что все живые существа нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением.

Хомячки бывают пушистые,

 Хомячки бывают ушастые.

 Хомячки очень шустро-быстрые

 И такие щекасто-глазастые.

 Хомячки умываются тщательно.

 Хомячки это так замечательно!

4

Покажем Мишке наш участок.

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят  (Т.Нищева)

 

НОЯБРЬ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

 Водичка, водичка...

Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь!

Водичка-водичка,

Умой Кирюшкино личико,

Кирюшка кушал кашку,

Испачкал он мордашку.

Чтобы мальчик был

Самым чистеньким всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Кирюшкино личико.

2

Домашние животные (собака).

Шерри — славная собачка.

Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями  поведения; показать, что жизнь  собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

Собака, вас лаская взглядом,

Исполнит, что ни прикажи:

«Сидеть!», «Лежать!»,

«Гуляй!», «Служи!»

И вечно будет с вами рядом.

3

Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый»)

Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

 

Стоит мокрый Ванёк,

А в кудрях – огонёк.

(Бальзамин)

4

Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу?

Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

       Прокатился шум лесной -

       Под кустом притих косой.

       Уши длинные прижал,

       Долго эхо провожал.

 Далеко ещё зима,

 Но не для потехи

 Тащит белка в закрома

 Ягоды, орехи...

 Знает маленький зверёк:

 Запасаться надо в срок.

 

 

 

ДЕКАБРЬ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Как живут лесные звери зимой?

Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

2

Попугай - веселый друг.

Познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. Воспитывать желание ухаживать за птицами.

Попугайчик-верный друг!

Это знают все вокруг!

Он в обиду Вас не даст,

Он не бросит, не предаст.

3

У меня живет котенок...

Продолжать знакомство с домашними животными.Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком.  Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

4

Ели и сосны в лесу.

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

Деревья ещё перед зимой

Расстались со своей листвой.

А вот она всё зеленеет -

Менять наряд свой не умеет.

(Ель, сосна, пихта.)

        Даже елки мы вначале

        От сосны не отличали:

         Раз торчат иголочки,

         Значит, это елочки.

 А когда на ветку ели

 Мы получше поглядели,

 Оказалось, что она

 Не такая, как сосна. (А.Барто)

 

 

 

ЯНВАРЬ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

В январе, в январе много снега во дворе...

Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снегом)

Выпал снег чистейшей пробы,

Из него везде … (Сугробы.)

2

Поможем птицам зимой.

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(Снегирь.)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.

(Воробей.)

3

Морская свинка живет у нас.

Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами).

У меня морская свинка

 На полу в тазу живет

 То морковку, то травинку

 Целый день она жуёт.

 Свинка желтая такая,

 Глазки-бусинки блестят

 Без неё в саду скучаю,

 Брать с собою не велят.

 Посмотреть хотела зубы,

 Открывала свинке рот

 Больше делать так не буду -

 У меня на пальце йод.

 Я совсем не обижаюсь,

 Но ответьте мне друзья,

 Почему она "морская"?

 Ведь купать её нельзя!

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Мы посадим лук.

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

У меня есть друг,

 Он – от семи недуг!

 Это - вкусный и полезный,

 Желто - золотистый лук!

2

В гостях у бабушки.

Познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные,громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами.

Ищут зёрнышки подружки

С хохолками на макушке.

От крыльца недалеко

Раздаётся: КО-КО-КО!

3

Экскурсия по участку детского сада.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что  зимой  птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

Ах, мороз, ах, лиходей!

 Бедных птичек пожалей!

 В сером платье Воробей.

 Видно, что не богатей,

 Сроду нищий и ничей.

 Липнет к людям как репей.

 Не теряйся, Воробей!

 Бросят хлеб, хватай скорей.

 Не грусти, будь веселей,

 Скоро лето, Воробей!

4

Поможем Незнайке.

Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду.

Трещит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки.

Как будто и вправду горят огоньки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАРТ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Корова и коза.

Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши.За домашними животными ухаживает человек.

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко даёт. (Е.Томилина)

Бабушка козу доила -

Молочком внучат поила.

Колокольчиком звеня,

Убежала от меня.

Тает луг в вечерней тьме,

Где искать её... МЕ-МЕ!

2

К деревьям в гости.

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Шепчет солнышко

Листочку:

- Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

(Г.Новицкая)

3

 Дикие животные (белка).

Познакомить детей с белкой: с особенностями ее внешнего вида, повадками, чем питается (семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами). Запасая пищу на зиму, белка делает много кладовых. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Е.Томилина)

4

Неживая природа (знакомство с песком).

Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

Лежал песок,

 Скучал песок

 Сто тысяч лет, наверно.

 Он был ужасно одинок,

 И это было скверно.

 

 

 

 

 

 

АПРЕЛЬ

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Наблюдение за рыбками.

Уточнить и закрепить представления о внешнем виде и повадках рыб (тело покрыто чешуей; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и на хвосте; глазами рыбки смотрят, куда плыть, где корм; живут в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не могут, в воде ныряют, плавают; рыбки живые — о них надо заботиться, кормить ее. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.

Спиралью водоросли вьются,

 Виляя плавно плавником

 Меж них скалярии снуются,

 Улитка тяжко тащит дом.

 

2

В гости к весеннему солнышку.

Знакомить детей с временами года используя мнемотаблицы. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы  в любое время года.

Будит ласково весна

Всю природу ото сна.

Засветило солнце ярче,

Заглянуло в каждый дом.

Даже дышится иначе –

Аромат весны кругом!

3

Аспидистра или дружная семейка.

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ). Воспитывать желание ухаживать за растениями в группе.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Аспидистра и герань,

бальзамин, фиалка,

традесканция и плющ,

фуксия, толстянка.

4

День Земли (22 апреля)

Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать  фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Вот апрель почти закончен,

 День земли уж на носу.

 Мой стишок пусть будет точен -

 Я земле его несу.

 В этот праздник на планете

 Расцветает красота,

 И желаем все мы  дети:

 Пусть же будет так всегда!

 

 

 

 

 

МАЙ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной.

Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

Из чащи леса вышел волк -

Охотник знаменитый.

И шум в лесу мгновенно смолк -

Пусть зверь пройдет сердитый.

(Наталья Томилина) и другие ее стихотворения о лесных обитателях

2

Огород на подоконнике.

Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха,  ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями.

 

Говорит ему фасоль:

 - Ты, горох, у нас - король.

 Мы, бобовые, гордимся,

 Что для разных каш годимся,

Что плоды у нас в стручках,

 Как в волшебных сундучках.

 Но полезные белки

 Мы не прячем под замки.

 Те, кто с детства дружат с нами,

 Те растут богатырями. (Е.Томилина)

3

Наблюдение за дождем и радугой.

Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь — на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой.

 Загремел веселый гром…

 Дождь идет в лесу густом.

 Там сегодня банный день,

          Мойтесь все,

          кому не лень.

   (З.Александрова)

4

Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик

Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Одуванчик  придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

          Зелёная травка

          У дома растет,

          Зелёный кузнечик

          На травке живет. (Е.Серова)

 

 

 

 

ИЮНЬ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Зоопарк (экологическая игра)

Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

Путешественник отважный,

Он идёт пустыней важно.

 Не боится он жары,

 Два горба, как две горы. (Е.Томилина)

      Белый мишка на рыбалку

       Не спеша идёт, вразвалку.

       Чует старыйрыболов,

       Что богатый ждёт улов.

2

Шиповник и роза.

Познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга). Рассказать о целебных свойствах шиповника. Полюбоваться красотой цветков шиповника и розой. Воспитывать умение видеть прекрасное.

Роза  и  шиповник  поселились  рядом,

Через  подоконник  обменялись  взглядом.

И  сосед  несмело  протянул  ей  ветку,

Робко,  еле - еле  помахал  соседке...

Роза  улыбнулась,  важность нахлобучив,  Гордо  отвернулась,  выпустив  колючки!

3

Ох, уж эти комары и мухи!

Рассказать детям о комарах. О их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу.

Всю ночь зудел, зудел Комар:

- Я спать не мог, какой кошмар!

Про этого зануду

Стихов писать не буду!

       Назойливая Муха

       Кружа жужжит над ухом.

        Кружа жужжит над ухом

        Назойливая Муха.

4

Травы зеленые (подорожник).

Дать некоторые понятия о травах нашей страны (какие бывают, для чего нужны). Познакомить детей с подорожником. Рассмотреть его, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника. Воспитывать у детей экологичекое сознание.

Что за листик - подорожник?

Странная трава!

Что лечиться ею можно-

Знает детвора!

Ну и, кстати, подорожник

Очень много где растёт.

     На полянке, в огороде,

     У дороги там и тут -

     Потому-то его люди

Подорожником зовут!

        (Ю.Воронова)

 

 

 

 

 

ИЮЛЬ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Гроза — это не страшно.

 

Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Туча тучу повстречала,

Туча туче прокричала:

"Прочь с дороги, уходи!

Прочь с дороги, дай пройти!"

Отвечала туча туче:

"Ты меня не трогай лучше,

Если тронешь, проучу

И тебя поколочу!"

Туча тучу лбом, лбом!

А по небу гром, гром!

Бились тучи целый час,

Слезы сыпались из глаз.   (В. Орлов)     

2

Знакомство с растениями родного края.

Познакомить детей с первыми цветами (Иван-чай), с особенностями внешнего вида и строения.

 

Ничего я не знаю нежней иван-чая!

Своего восхищенья ни с кем не делю.

Он стоит, потихоньку головкой качая,

Отдавая поклоны пчеле и шмелю.

3

Наблюдение за бабочками и пчелами.

Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Вот Бабочка-красавица,

Но мне она не нравится.

Где Бабочка опустится,

Капуста там скапустится.

     Только вишня расцвела-

      Прилетела в сад пчела.

      Я давно за ней слежу,

      Ищет мёд она: ЖУ-Жу!

4

Удачнинские ромашки.

Познакомить детей с ромашками, с особенностями их  внешнего вида и строения. Рассказать о значении  света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы — живые (растут). Вызвать радость от красоты цветов.

- Эй, ромашки,

 Дайте мне ответ:

 Вы откуда,

 Если не секрет?

 - Не секрет, -

 Ответили ромашки, -

 Нас носило солнышко

 В кармашке! (Е.Серова)

 

 

 

АВГУСТ

 

Тема

Задачи

Художественное слово

1

Ягоды наши северные.

Познакомить детей с ягодами (голубика, брусника). Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным. Рассказать о правилах поведения в тайге: не шуметь, не сбивать ногами растения, не бросать мусор. Воспитывать начала экологической культуры.

 Я - красная,душистая.Все знают:

 брусника в огороде не растет.

 Все лето витамины собирая,

 дарю потом их людям целый год.

 Листья с глянцем,

Ягодка с румянцем,

А сами листочки

Не больше кочки. (Брусника)

2

Жуки и муравьи.

Знакомить детей с насекомыми. Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда.

Воспитывать доброжелательное отношение ко всякой букашке.

       Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук;

       Вот как громко я жужжу!

Весёлый жук.

Он весел и счастлив

От пят до макушки -

Ему удалось

Убежать от лягушки.

3

Маслята — желтые ребята.

Маховики тоже наши грибы.

Продолжать знакомить детей с природой родного края. Учить узнавать грибы, отличать съедобные грибы от ядовитых. Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее.

Моховик растет во мху седом,

Подосиновик — в осиннике густом,

Под березой — подберезовик на горке.

Где растет лисичка?

В лисьей норке?

      Сесть на обед маслёнок манит

 нас прям в лесу за хвойным настом:

       Его ещё никто не жарит,

        а он уже помазан маслом!

3

Птицы на нашем участке.

Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру.

Когда кончается лето,

И птицы стремятся на юг.

Лишь воробей на это

Не тратит своих минут.

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.11.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»