Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453" г.Нижний Новгород

 

Галина Николаевна Гусева

Развитие любознательности через игровые образовательные ситуации в экологическом воспитании

 

Обобщение педагогического опыта работы тему:

«Развитие  любознательности посредством игровых образовательных ситуаций в экологическом воспитании у детей 4 -5 лет"

Содержание:

1. Информация об опыте...2

2. Технология опыта...........7

3. Результативность опыта......10

4.Библиографический список....12

5. Приложение к опыту...........

 

Информация об опыте.

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения. Поэтому педагог решила уделить внимание проблеме формирования у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности.

Для улучшения положения необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация проектной и игровой деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых

Целью моего опыта является формирование экологической воспитанности дошкольников.

Актуальность опыта.

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т.к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Педагог считает, что если ребёнок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учёбе и школе обеспечен.

Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу. Учиться прогнозировать результат, экспериментировать, делать выводы и обобщения. Словом развивает познавательные способности.

В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существуют определённые противоречия:

-между проблемой изменения структуры мышления в сторону экологического формирования целостной картины мира и сведением экологического воспитания к ознакомлению с природой;

- между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей;

-между желанием взрослых привить ребёнку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде.

Выявленные противоречия поставили перед педагогом проблему: может ли развивающая игровая деятельность стать естественным социально-значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Решение данной проблемы педагог видит в создании системы педагогической работы, направленной на формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы игровой деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной деятельности.

Длительность работы над опытом.

Работа проводилась в течении 3-х лет 2014-2016 г. и проходила в три этапа

1-й этап- аналитико-диагностический:

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы, проведение диагностики (сентябрь 2014-ноябрь 2014)

2-й этап- практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (декабрь 2014-март 2016)

3-й этап- аналитико-обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Диапазон опыта.

Диапазоном опыта является единая среда, организованная непосредственно-образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.

Теоретическая база опыта.

Педагогическую ценность укрепления чувств ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци, Ф. Дистерверг. Впервые швейцарский педагог-демократ А. Гумбольд, а затем французкий педагог и философ Ж-Ж Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей « чувства природы», как ощущения его облагораживающего влияния на человека.

Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, находится на этапе становления, в рамках которой содержаться исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий.

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Л.С. Ишаткина, И.А.Хайдурова, Н.Н. Верлов, В.И. Ложнова, А.М. Федотова, И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех учёных. педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о взаимоотношении в этом мире?

Чтобы достичь намеченных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

 С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры-» это становление осознанно правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные к духовные ценности.»

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования. Он подчёркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

 В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения в системе дошкольного образования, с учётом вступивших в силу Федеральных государственных, образовательных стандартов (ФГОС). Введение ФГОС требует реализования в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из активных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.

Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крапской, М.В.Крупениной.

Современные педагоги считали, критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие  творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Сотрудничество российских учёных и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение метода в практику работы российских ДОУ.

«Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает, как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни.»

 При составлении плана реализации проекта, автор проекта использовала современные источники, изучала литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н.Н.» Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению; Николаева С.Н. « Методика экологического воспитания дошкольников» и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». таким образом определена новизна опыта. Новизна опыта заключается в комментировании элементов методик по формированию у детей экологических знаний и внедрение проектного метода, инновационных игровых ситуаций для индивидуального подхода в экологическом воспитании.

 

Раздел II

Технология опыта.

Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта, заключается в развитии у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развитие личности ребёнка. Формирование экологической воспитанности дошкольников представляет решение следующих задач:

-развитие у детей дошкольного возраста экологических знаний, представлений о ценности природы и правилах поведения в ней;

-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически-ориентированного взаимодействия с её объектами;

_ воспитание заботливого отношения к природе, путём систематического целенаправленного общения с окружающим миром.

Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:

-личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы.

-постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

-построением экологически развивающей среды в группе и на участке;

- активным участием родителей в воспитательном процессе.

 

Работа над опытом проводилась в три этапа:

 1-й этап: Аналитико-диагностический.

Первый этап воспитатель начала с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических представлений о природе у дошкольников, проводилась воспитателем по методике Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Марковой.

Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям:

1) на выявление уровня экологических знаний- проводится беседа по вопросам, цель которых, изучение ценностей природных объектов для дошкольника, выявление наличия у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними.

2) на выявление уровня представлений детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с птицами (беседа по картинкам);

на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и её объектам в поведении детей.

2-й этап: реализационный.

посмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, педагог отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям, достичь успешных результатов детей по формированию экологических знаний. В рамках реализации проектной и игровой деятельности педагог использовала активные методы и приёмы обучения для формирования у детей дошкольного возраста экологических знаний   в процессе проектной и игровой деятельности:

-словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы.;

-практические: игровой метод, упражнения, наблюдения;

- наглядные: рассматривание картин, таблиц, личный пример взрослых.

Применяла разнообразные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы дидактические игры, чтение специализированной литературы, сюжетно-ролевые игры.

На данном этапе работа проводилась в следующих направлениях:

- создание элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

- составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности.

(Приложение №2)

-разработка авторских дидактических игр, сюжетно-ролевых игр

 (Приложение №3)

-работа с родителями (Приложение №3).

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению, воспитатель использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.

В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, воспитатель проводила беседы: « Как узнать птиц?», « Беседа о зимующих и перелётных птицах» (Приложение №4).

Эти беседы способствовали активизации знаний детей о внешнем виде, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

« Беседа о домашних животных»- дети закрепили знания о домашних животных, пользе, приносимой людям.  Во II младшей группе проводила развлечения « На бабушкином дворе», «Праздник воды» (Приложение №5).

Большое значение при закреплении экологических представлений о природе Хорошкина Т.Н. придавала ведущей форме деятельности дошкольников- игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

Дети играли в различные экологические игры «Не ошибись», «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем», « Вершки и корешки», «Овощи -фрукты», «Летает не летает», «Зоологическое домино», «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Какое время года», «Назови три предмета», «Узнай на ощупь», « Догонит ли заяц морковку», «Отбери продукты для борща», « Засолка капусты», « Сбор фруктов и овощей», «Нарисуй горох», «Узнай на вкус», «Курочка и петушки». (Приложение №3).

В формировании у детей эмоционального отношения к природе, воспитатель использует не только сюжетно-ролевые игры, дидактические, но и все другие виды игр. Начиная с раннего возраста, проводила очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлении о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводила игру « Воробушки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц.

 Начиная с средней группы, воспитатель начала применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребёнка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. В средней группе были реализованы следующие кратковременные проекты: «Овощи и фрукты», где дети закрепили знания об овощах и фруктах. (Приложение №1).

В старших группах, были реализованы следующие проекты «Наша планета Земля»- о планете Земля, о её природе, о бережном отношении к ней. Также был анализирован проект « Водоёмы Владимирского края и их обитатели», где дети познакомились с водоёмами нашей области и их обитателями. Ещё один проект « У природы нет плохой погоды», где дети научились видеть, понимать, изменения, которые происходят в природе, в разные времена года (Приложение №1).

На протяжении работы над опытом проводились циклы наблюдений. Очень большое внимание уделялось экскурсиям «в школьный, яблоневый сад.» (Приложение №1) На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей)., организовывала игры с природным материалом ( песок, вода, снег, листья, плоды, мелкие камушки).

Очень часто велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительское собрание, консультация, беседа), так и нетрадиционные (круглый стол).

Эффективным способом работы с родителями был, например круглый стол, «Воспитание доброты к природе». Ещё одна форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные практические советы по узкой теме «Чем растения отличаются от животных?», «Как заставить воду исчезнуть и появиться вновь?», «Посмотри и отпусти», «Как сохранить самых древних обитателей нашей планеты, ««Как сохранить воду чистой?».

Проводила такую форму работы, как консультации, например, «Мы идём гулять». Организовывала совместно с родителями экологические акции «Покормите птиц»(Приложение №6).

Результативность.

 Считаю, что в результате проделанной мною работы, есть положительные результаты:

-сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности.

Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по методике О. Соломенниковой.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, я смогу воспитать экологически грамотного человека.

 

Дата последнего обновления страницы 08.11.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»