«Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них образцом.
То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.
В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского сада и родителей. Малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д.)
Обучая детей нужно учитывать их опыт. Очень важна последовательность в обучении. Нельзя, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, позволяет совершенствовать навыки.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении, поэтому одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его жизни. Только осведомленность и чувство ответственности помогут ребенку позаботиться о себе в повседневной жизни.
Некоторые родители уверены, что их дети вряд ли поймут поучительных рассказов о микробах и вирусах, о пользе витаминов. Возможно, эти рассказы окажется не интересными и скучными, зато они прекрасно усвоят знания, преподнесенные им в виде рассказов, сказок.
Информируйте ребенка, не оставляйте его в неведении.
Памятка для родителей
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
«Воспитание у детей культуры поведения за столом»
Уважаемые родители! Ребёнка нужно воспитывать так, чтобы он дома вёл себя, так же как и в гостях. Он не поймёт почему дома можно всё, а в гостях, в детском саду что-то нельзя.
• Объяснить ребёнку, что за стол во время еды нельзя брать игрушки.
• Когда сели за стол, то нужно прекращать различные игры и разговоры.
• Приучайте ребенка, есть первые блюда, молочные супы-ложкой. Вторые блюда – вилкой. Ребёнка нужно приучать к различной еде, если конечно у него нет аллергии на что то.
• Ребенка нужно сразу учить держать столовые приборы правильно!
• Жевать нужно только с закрытым ртом.
· Нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем.
• Спина должна быть прямая во время еды.
• Пить надо тихо. Так, чтобы тебя никто не слышал.
Вставая из-за стола, обязательно нужно приучать ребёнка говорить: «Спасибо!»