Театрализованная игра как средство формирования культурно - гигиенических навыков у младших дошкольников
В последние годы проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от разных заболеваний.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, усвоение правил и норм поведения.
Культурно-гигиенические навыки формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.
Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший; не нравится, значит, плохой.
К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми с помощью театрализованной игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая», «Почему надо чистить зубы», «Маша – растеряша», «Как Маша поссорилась с подушкой», «Азбука чистоты» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Как я уже сказала, именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научится понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр – забав, хороводов, при прослушивании сказок и потешек.
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств.
Создавая условия для формирования культурно - гигиенических навыков, в своей работе я применяю показ, пример, объяснение. Так же широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор. Для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно – гигиенических навыков в нашей группе стала кукла « Чистюлька» и Бабушка « Забавушка». С «Чистюлькой» и Бабушкой «Забавушкой» жизнь детей в группе стала увлекательней, ярче, занимательней. Дети с « Чистюлькой» и Бабушкой «Забавушкой» стали настоящими друзьями.
«Чистюлька» и Бабушка «Забавушка» используются во всех режимных моментах. Например, обучая мыть руки «Чистюлька» показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания такими потешками как:
Водичка, водичка, Умой, мое личико...
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
При расчесывании ребенка:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры, веселую потешку и положительное отношение к формированию навыков гигиены. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. При помощи потешек и «Бабушки Забавушки» можно не только отвлечь малыша, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Малыш хорошо будет кушать, и при этом будет развиваться его память.
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Кушай, детка, кашу: будешь умной самой!
Ложечку за бабу, ложечку за деда,
Ложечку за юркую мышку – непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка – шалунишку!
Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лиску!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку – зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
Время гулять, но сначала надо одеться. Одевание - режимный процесс. Пора учиться это делать самостоятельно, а вот с потешками легче и веселее.
Вот они сапожки,
Это - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Настенька маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Настя чернобровая.
В процессе повседневной работы с детьми выполнение правил личной гигиены должно быть для детей естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Оценивая поступки детей, нужно давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем я поддерживаю в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше.
Для детей младшего возраста для развития культурно-гигиенических навыков я всегда использую театрализованную деятельность.
В работе с детьми я стараюсь, чтобы занятия оздоровительно - педагогического характера вызывали у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержали элементы театрализованной деятельности. Часто использую с помощью нашего любимого героя куклы «Чистюльки» различные поговорки:
- «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит»;
- «Кран откройся, нос, умойся»;
- «Будет мыло пениться и грязь куда-то денется!»;
- «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, друг другу улыбаемся»;
- «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!».
Для детей-дошкольников действия с предметами (и с ложкой в том числе) очень важны, так как направлены на развитие мыслительной деятельности ребенка, и тесно связаны и с развитием речи ребенка. Умение правильно держать ложку говорит и о становлении ручной умелости ребенка, развитии мелкой моторики рук, координации движений пальцев.
С помощью театрализованной деятельности, показываю детям как держать правильно ложку - «Положим ложку спать. (на конце ложки из пластилина сказочный герой, или подушка); дать «чудо салфетку» (отрываем кусочек от обычной салфетки и зажимаем мизинцем и безымянным к ладони, и три оставшихся пальца сами собой правильно берут и ложку, и карандаш); предложить взять ложку в «щепотку» - ребенка насмешит это забавное слово. Важно следить, чтобы ребенок держал ложку в «правильной» руке, т. е. если он правша – в правой, а если левша – в левой.
Не менее важным атрибутом в культурно гигиенических навыках является – бумажная салфетка. Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом. Для каждого ребёнка можно сложить салфетку в виде оригами сказочных животных, чтобы использование их стало более интересным и увлекательным. Также мы часто оживляем предметы: «космическая ложка», «веселое мыло», «волшебная расческа», «башмачок – шалунишка» и т.д.
Таким образом, формирование культурно - гигиенических навыков посредством театрализованной игры у детей младшего дошкольного возраста приводит к хорошим результатам и усваиваются детьми на всю жизнь.