Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453" г.Нижний Новгород

 

Галина Николаевна Гусева

Наблюдения за природой

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ    ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают главного. В задачи воспитателя входит научить их не только смотреть, но и видеть какие изменения происходят в природе в разное время года.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослых. Так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая интерес, педагог может воспитать многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

Наблюдение – основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за растениями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растений от разных условий.

В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчетлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени, образ предыдущего объекта в представлении ребенка может оказаться нечетким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы. В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется динамическое представление о росте и развитии растений.

Чтобы увидеть изменения, происходящими с растением, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также является выбор объекта и содержание наблюдения.

Во 2 –ой младшей группе объектом для наблюдения были выбраны овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Наблюдение проводилось в течение февраля, марта. Первым овощем, за которым велись наблюдения, был лук, который легко прорастает в комнатных условиях.

Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей.

Наблюдение проводили в 4 этапа.

1-ый этап. Рассматривали луковицы вместе с детьми. Обратили внимание на то, что у луковицы передняя часть узкая, а нижняя широкая, которая называется донцом, на ней растут корешки, она должна быть в земле. Из верхней части растут зеленые перышки, она должна быть над землей. Показывали детям, как нужно правильно посадить луковицу в землю.

2-ой этап. Посадка луковицы в землю. Каждый ребенок брал одну луковичку и сажал ее сам в землю в ящике. После этого воспитатель показывал детям, как надо поливать луковицы водой. Затем поставили ящик с луком на подоконник. При этом воспитатель обязательно должен объяснить детям, зачем они полили растение (влага нужна, чтобы лук пророс) и почему они поставили на подоконник (чтобы было светло) Оба эти условия необходимы для роста. Оба эти условия необходимы для роста.

3-ий этап. На четвертый день после посадки у луковиц появились маленькие зеленые перышки. Каждое наблюдение фотографировали, чтобы потом можно было сопоставить все этапы и посмотреть изменения.

4-ый этап. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили. Что перышки лука подросли, стали длиннее.

На этом этапе необходимо подвести детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло. Лук в группе хорошо растет, потому что созданы все эти условия.

Чтобы закрепить у детей младшей группы понятие о том, что все растениям для роста необходимы три условия: влага, свет, тепло, мы проводили наблюдения за картошкой, свеклой, морковью и кабачками по этапам.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что при правильной организации наблюдение становится не только фактором умственного воспитания: у ребенка формируются отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих их выживание, но и нравственного воспитания. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать свое поведение по отношению к живому.

Дата последнего обновления страницы 08.11.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»