«Растим любознательных детей»
Мы движемся вперед, открываем новые двери
и создаем новые вещи, потому что мы любознательны,
и любознательность выводит нас на новые пути.
Уолт Дисней
Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в развитии познавательного интереса у детей.
Задачи: формировать у родителей представления о значении любознательности, познания в развитии ребенка, интереса к проблеме; развивать навыки общения родителей со своим ребенком; развивать интерес к участию в познавательных играх совместно с ребенком.
Форма проведения:
Круглый стол (присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции).
Участники: родители, воспитатели, дети (инсценировка).
План проведения:
1. Вступление.
2. Дискуссия.
3. Ситуации для анализа.
4. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
5. Инсценировка стихотворения В. Иванова «Почему».
6. Заключение: принятие решения.
7. Рефлексия.
Основная часть
Предварительная работа.
1. Разработка сценария, подбор музыки, стихов.
2. Анкетирование родителей (Приложение 1).
3. Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми).
4. Оформить памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы» (Приложение 2).
5. Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности (Приложение 3).
6. Подготовить с детьми сценку по произведению В. Иванова «Почему».
7. Опросить детей, записать ответы на вопросы в видео формате (Приложение 4).
Организационный этап.
Во время сбора родителей тихо звучат записи песен; столы расставлены полукругом.
Вступительная часть.
Ведущий:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания «Растим любознательных детей», а она действительно заслуживает внимания. Мы считаем, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Ведь ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все неизвестное и неизведанное. Каждый день он открывает для себя что-то новое, например, сосулька превращается в руке в воду, или, бумага рвется, мнется, шелестит; что-то в воде тонет, а что-то плавает на поверхности.
Это стремление самостоятельно «познать» часто подводит детей. Они случайно режут скатерть или занавеску, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью выяснить, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Почему? Недаром детей называют почемучками.
Наша сегодняшняя встреча посвящена развитию любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы заглянули в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова: «Любознательный» – склонный к приобретению новых знаний, пытливый; «Любопытство» – мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Дискуссия.
Ведущий:
Как вы думаете, любознательны ли ваши дети? (Высказывания родителей).
Посмотрите, что ответили дети. (Видео запись ответов детей).
Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.
Ситуации для анализа
Ведущий:
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» – и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Как вы считаете, нужно ли оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал? (Обсуждение).
Папа с шестилетним сыном рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. Мальчик задает вопрос: «Почему у жирафа длинная шея?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Находясь на прогулке, пятилетняя Маша увидела красивую бабочку. Мама не знает, как она называется. (Как ответить дочке? Обсуждение.)
Пятилетний Миша заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды. (Обсуждение.)
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
Ведущий:
У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)
А знаете ли вы, что наблюдательность эффективно развивается с помощью загадок?
Вы загадали загадку:
Кучерявые барашки
В белых меховых рубашках
Плавно по небу плывут,
Завтра там, сегодня тут.
Что за странные барашки?
Не причёсаны, в кудряшках.
Ребенок ответил: «облака».
Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите? (ответы родителей)
Уважаемые родители, мы хотим предложить вам совместно с детьми создать альбомы загадок, важно чтоб там были рисунки, аппликация, то, что ребенок сделает сам.
Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Мама с гордостью рассказывает, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. Какого вы мнения? (обсуждение).
Дети приготовили нам небольшую сценку.
Инсценировка произведения В. Иванова «Почему»
Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемуканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре…
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Ведущий:
Поглядел отец сердито
Отец:
После! некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше…
Сын:
Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Ведь «почему» – это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.
Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы покрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!» Открывайте мир вместе с ребенком! Поощряйте любознательность вашего ребенка!
Заключение (варианты принятия решений).
1. Поддерживать ребенка в стремлении познавать новое, уделяя должное внимание его вопросам и интересам.
2. Организовать в семье совместные познавательные игры и активно участвовать в играх ребенка.
3. Организовать семейные экскурсии по интересам детей (театры, выставки, прогулки и т.д.).
4. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.
Рефлексия.
Наш круглый стол подошел к концу. Хотелось бы узнать ваше мнение. Заполните, пожалуйста, небольшую анкету.
1. Какие вопросы в рамках данного собрания Вас заинтересовали?
2. Что в ходе собрания вас не устраивало?
3. О чем бы Вы хотели услышать дополнительно?
4. Что вам показалось наиболее удачным?
5. Ваши пожелания.
Список источников
1. Ветохина А.Я. «Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС» Издательство: Учитель, 2014г.
2. О.Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ». Айрис-Пресс, 2009г.
3. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду», Москва: Педагогическое общество России, 2006 г.
4. В. Иванов стихотворение «Почему».